пятница

Меньше мигалок, хороших и разных

Своевременные мысли.
Меньше мигалок, хороших и разных Почему водители гаража Управления делами президента сами мечтают избавиться от спецсигналов?
На машины с мигалками в Белокаменной не наезжает сегодня только ленивый. Лихачи, смело подрезающие правительственные лимузины, почитаются в народе едва ли не героями. И вряд ли противостояние между робин гудами и членовозами скоро закончится. По крайней мере не раньше, чем столица распрощается с пробками (во что не верят даже писатели-фантасты, описывающую Первопрестольную будущего). В разгар холодной войны на дорогах мы побывали, так сказать, по другую сторону баррикады. Прокатившись с ветерком в машине с мигалкой и перезнакомившись с доброй половиной водителей главной автобазы страны, которые возят министров и иже с ними, корреспондент МК изучил секретную инструкцию для работы таких водителей в условиях общей агрессии на дорогах.
Чтоб не пил, не курил...
Чтобы понять все радости и горести спецводителя , надо самому побывать в его шкуре. Ну где тут припаркована моя машина с мигалкой? Эх, незадача! За баранку меня посадить вежливо отказываются из-за... пола.
Справка МК
ФГУ Транспортный комбинат Россия Управделами президента был создан в 1917 году (тогда он назывался военно-автомобильной базой Совета народных комиссаров). Это было первое предприятие, которое занималось обслуживанием власти. И, к сведению, именно в его недрах родился легендарный ГОН (Гараж особого назначения). С 1946 года его переименовали в автобазу Управления делами Совмина СССР. Сегодня комбинат обслуживает Администрацию Президента, Правительство РФ и большинство министерств.
Во время и после войны 90% шоферов были женщинами, рассказывает руководитель службы эксплуатации Любовь Бородулина. Еще в 80-х здесь рулили дамы (настоящими асами, между прочим, были: ездили аккуратно, в ДТП ни разу не попадали). Но сейчас не осталось ни одной. Современные чиновники не жалуют шоферов в юб�ках.
Дискриминация, однако. Но и випов (среди которых в основном мужчины) понять можно с женщинами не поболтаешь по-мужски, они более любопытны, у них в голове много семейных забот, так что в непредвиденной ситуации могут быстро и не среагировать. Да к тому же считается, что водитель машины с мигалкой должен в случае чего защитить пассажира. Формально это не входит в его обязанности, но все же
Вообще требования к водителям довольно суровые. Чтоб стаж был не меньше 5 лет, судимости и прочие черные пятна в биографии отсутствовали, чтоб здоровье отменное и характер золотой.
Кандидатам этого не говорят, но мне в автобазе признались: смотрят еще, чтобы у человека не было серьезных семейных проблем. А то ведь если ему жить негде или еще какая напасть, он наверняка будет за баранкой печальный, невнимательный.
А еще водитель автобазы не имеет права закурить за рулем и выпить накануне поездки.
У нас прибор такой, что показывает малейшее содержание алкоголя в крови, заявляет медсестра, и у нее такой строгий вид, что я ей беспрекословно верю. А со здоровьем у водителей полнейший порядок: они ежегодную диспансеризацию проходят. Впрочем, во время нее, бывает, выяснятся, что у какого-то шофера проблемы с верхними дыхательными путями (выхлопными газами дышать приходится), радикулит (столько времени за рулем проводит) и гастрит (есть во время езды и вообще держать еду в салоне строжайше запрещено). Но все это редкость.
Как сказал поэт: Гвозди бы делать из этих людей . Пришла пора с ними познакомиться.
Как вип-пассажира потеряли
Выясняется, что ожидают своего выезда водители, не сидя в машинах, а в комнате отдыха. Мягкие диваны, картины, огромный телевизор, вода шумит, бильярдный стол, лото все удобства, одним словом. А в комнате рядом, между прочим, кровати для тех, кто дежурит ночью. Увидев меня, водители, как настоящие джентльмены, поднимаются. Выглядят как женихи в загсе в наглаженных с иголочки костюмах и галстуках.
Не пойму, вы водители или пассажиры? А то слишком уж роскошно смотритесь, загова�риваю с шоферами, памятуя старое правило: начинать знакомство лучше с комплимента. Те в ответ заулыбались.
Дресс-код у нас в джинсах и кроссовках на работу нельзя. А по праздникам еще и белые рубашки надеваем, объясняют они. Духами нам пользоваться не рекомендуют, поскольку запах может раздражать пассажира.
А чего еще нельзя, чтоб не раздражать?
Первым заговаривать с пассажиром. Включать музыку, если он сам об этом не попросит. Резко трогаться с места. Разговаривать по телефону во время движения. Обращаться к пассажиру с просьбой использовать машину для личных целей. Подвозить родственников и друзей.
Последний запрет самый забавный. Так и представляю себе картину: везет водитель министра, замечает кого-то на остановке, жмет на тормоза Извините, Иван Иванович, надо бабушку мою подбросить до магазина... А вот насчет всю дорогу молчать, по мне так это серьезное испытание. Но тут выясняется, что водители автобазы (а их здесь ни много ни мало 850!) делятся на две категории. Одни работают по разнарядкам и не знают, кого сегодня повезут, а другие персональные, закреплены за конкретным чиновником. Министрам полагается по 3 личных водителя (они друг друга подменяют), вице-премьерам 4. Так вот если разовый шофер по большому счету пассажиру чужой человек, то персональный почти что член семьи. С последним чиновник охотно разговаривает на самые разные темы и вообще ведет себя посвободнее (может, к примеру, усевшись на пассажирское сиденье, тут же заснуть).
Пассажир в машине хозяин, говорят водители. Что он скажет, то мы и делаем. Останавливаемся по его требованию, прибавляем и сбавляем скорость, включаем и выключаем спецсигналы.
Полчаса общения, и я уже не сомневаюсь: все шоферы свои в доску ребята, институтов не заканчивали и работают тут не за шальные деньги, а за 34 тысячи рублей в месяц. Могут и выпить, но только когда двойные выходные, то есть не перед сменой. Сами над собой без конца подшучивают. Рассказали и мне одну забавную историю. Вез как-то водитель большого чиновника (его фамилию просили не �называть) из командировки на дачу. В машине царила тишина пассажир был неразговорчивый, а шофер, как и полагается, ее не нарушал ни единым словом. Поскольку дорога была дальняя, водитель заехал на заправку. Пока он расплачивался, вип-пассажир выскочил из машины что называется, направился туда, куда и царь пешком ходит. Водитель вернулся, сел за баранку и, не заглядывая в салон, поехал. Всю дорогу он на пассажира не смотрел а чего на него глазеть. Тем более что машина большая, из-за внушительных сидений сидящего сзади плохо видно. Когда подъехал на дачу, остановился и стал ждать, пока пассажир выйдет из машины. И только спустя несколько минут почуял неладное. Посмотрел на заднее сиденье и замер чиновник исчез. Тем временем тот, вернувшись к заправке, к своему удивлению, не нашел машину на месте. Позвонил диспетчеру и потребовал срочно выслать ему другую. Та попыталась было протестовать: мол, по инструкции вам положена одна машина, а не две. Вип заругался. Но вы хотя бы объясните, что случилось с первой машиной, где водитель? наставила диспетчер. Тот в ответ: дескать, потом узнаешь, глупая женщина, высылай скорее автомобиль. Выслала. А потерявшего важного пассажира водителя не выгнали. Он и сейчас работает. Начальство говорит, очень хороший специалист.
А часто вообще чиновники просят заменить водителя или даже настаивают на его увольнении? интересуюсь у гендиректора транспортного комбината Александра Николаева.
Бывает. Обычно, когда начинаем разбираться чем водитель не угодил, выясняется, что он отказался по требованию пассажира выезжать на встречку или гнать со скоростью 200 км в час. В первый раз мы без лишних разговоров предоставляем другого водителя. А во второй уже пытаемся объяснить чиновнику, что водитель отвечает за жизнь пассажира и по инструкции не должен в опасных, на его взгляд, ситуациях нарушать правила дорожного движения. И за сохранность машины он отвечает: если по вине водителя происходит ДТП, то он за свой счет разбитое авто восстанавливает.
Сурово... замечаю я.
Зато с того времени�, как я ввел это правило, количество аварий сократилось в 6 раз. В этом году было всего около 20 ДТП. Наши водители были виноваты лишь в нескольких. Сейчас на каждую аварию выезжает сотрудник нашего спецотдела. Более того, на основных маршрутах дежурят линейные диспетчеры , своего рода контролеры, которые следят, соблюдают ли водители правила движения, не лихачат ли. А вообще нарушение правил дорожного движения было в 22 случаях. Но и то не всегда мы были согласны. Видеофиксация пока несовершенна: бывает, аппарат почему-то отсекает одну машину от кортежа, и нам шлют штрафы. Самые опасные для наших шоферов трассы Кутузовский, Садовое кольцо, МКАД и Рублево-Успенское шоссе.
Я их гнев спиной чувствую
Не поверите, но водители России , по их уверению, понимают автолюбителей, питающих к ним, мягко говоря, сильную неприязнь. Но и сами рассчитывают на понимание...
Без высокопоставленного пассажира я не имею права включать спецсигналы, уверяет водитель мигалки Алексей Гритов. Даже если еду к нему или по его заданию. Да я, по правде, ее бы вообще не включал без нее спокойнее. А так я прямо чувствую, как водители на дороге поминают меня нехорошими словами. Особенно неприятно, когда начинают все хором сигналить в хвост. А во время акции синих ведерок каждый день непристойные жесты показывали. Как-то я ехал с машиной сопровождения, в которой были сотрудники службы безопасности. Они догнали одного такого смельчака, остановили и вежливо объяснили, что так делать нехорошо. Кстати, знаете, кто чаще всего позволяет себе всякие вольности на дороге?
Неужто водители Жигулей ?
Нет, обычно это на джипах так себя ведут. Мне кажется, что богатенькие просто завидуют, и если бы нас поменять местами, то они уж точно использовали все привилегии. А сейчас многие специально занимают на трассах левый ряд при свободном правом, высказывая свое пренебрежение. А вот на Жигулях чаще сзади пристраиваются, когда еду с включенной мигалкой. И это даже забавно.
Мне показывают инструкцию, которую составили в разгар баталий и которую� наизусть выучил каждый водитель машины со спецсигналами. Документ разъясняет, как шоферы должны вести себя в случае провокаций и нападений. Во-первых, не останавливаться и не вступать в конфликт. Во-вторых, если перекрыли дорогу, сдать назад, машину не покидать, двери и стекла заблокировать. Ну и дальше в том же духе.
Чиновники в основном это люди, себе не принадлежащие, защищают своих клиентов шоферы. Их могут вызвать в Кремль или в Белый дом даже ночью. И вообще, давайте посчитаем: право на спецсигналы имеют около 1000 должностных лиц. С учетом того, что в России несколько десятков миллионов авто, получается, что с мигалками ездит одна машина из сотни тысяч. И в той же Москве, если убрать несколько сотен лимузинов с мигалками, все равно транспортную проблему не решишь.
Но народу все эти доводы неинтересны. Несколько раз хулиганы забирались на крышу и разбивали сами мигалки . Только это все зряшный труд в каждом цехе автокомбината таких в запасе по 8 штук. И все под замками, ключи от которых только у одного механика.
На скорой быстрее, чем на ЗИЛе
Что касается машин, на автобазе для чиновников приберегли три породы железных коней : Форд Мондео (обязательно бюджетного синего цвета), БМВ-5 и БМВ-7 (черные). Семерки полагаются чиновникам самого высокого ранга и как раз они в основном и оборудованы мигалками и антеннами (для спецсвязи с главой государства). В комплектацию обычно также входят телевизор и холодильник. А еще тут дожидаются своего часа 4 ЗИЛа . Они ни за кем не закреплены (старенькие совсем, и их надежность под сомнением) и используются крайне редко. На ЗИЛах по личному разрешению директора, к примеру, встречают из роддома водители своих жен. А еще эти раритеты, бывает, берут в аренду (2000 целковых в час) на свадьбы. Чтобы на этих железных легендах кто-то из чиновников ездил, на автобазе и не припомнят уже. Но недавно президент дал задание Управделами рассмотреть вопрос о возможности использования автомобилей типа ЗИЛов для обслуживания высокопоставленных госслужащих.
Мы дали свое пр�едварительное заключение, что завод ЗИЛ к этому пока не готов, говорит Николаев. Производство здесь практически разрушено, нужны новые разработки. ЗИЛы сегодня все ручной сборки и стоят очень дорого. Их обслуживание обойдется нам тоже намного дороже, чем иномарки. Если БМВ-7 должна проходить ТО через каждые 20 тысяч пробега, то ЗИЛ через три. Плюс расход бензина у него порядка 40 литров на 100 км. И маневренность у этой модели не идет ни в какое сравнение. Тем не менее Управление делами сформулировало заводу техзадание. Справится ли некогда прославленный ЗИЛ с ответственным поручением не знаю.
И все же тот ЗИЛ советских времен ни в какое сравнение не идет с БМВ или Мерседесом , уверят Владимир Лапкин, который был личным водителем Чураева (зампреда Комитета народного контроля и друга Брежнева), Марчука (зампреда Совмина). Это корабль, а не машина. Идет словно плывет. Никакие кочки на ней не чувствуются благодаря мягкой подвеске. Хотя вот сейчас мы с вами нырнем в переулок, чтобы пробочку объехать, а ЗИЛ бы тут точно не прошел. Он же семиметровый...
Как раз с Владимиром Федоровичем мы катаемся по Белокаменной. Мигалку не включаем, поскольку права не имеем. По дороге шофер рассказывает, что не так давно сам попросился в спецотряд, который обслуживает иностранные делегации. Там вообще мигалки не нужны, поскольку машины всегда сопровождает ГИБДД. И шансов нарваться на агрессивных водителей минимум, поскольку кортеж идет большой. Ну а главное больше свободы. В советские годы, к примеру, Лапкину приходилось часто возить своих высокопоставленных хозяев круглыми сутками. К сведению, он в автобазе не один такой ветеран. Юрий Иванков, с которым меня познакомили, большой специалист по женской части. В том смысле, что возил супруг и родственниц многих видных деятелей даже после того, как сами они ушли в отставку или умерли.
Светлану Аллилуеву, Нину Кухарчук (жену Хрущева), Жданову, Каганович... перечисляет водитель. Путь обычно был стандартным: пошивочная, поликлиника и Новодевичье кладбище. Именно в этих местах ча�ще всего бывали дамы.
Но им в пробках стоять не приходилось, не то что нам сейчас. Лапкин демонстрирует, как он может виртуозно лавировать в потоке машин. Объясняет, какой дорогой в это время лучше не ехать.
Это вы по навигатору, что ли, пробки смотрите?
Нет, навигаторов ни у кого из нас нет. А про пробки слушаем по радио. Но вообще лично я доверяю только своей интуиции и опыту. Могу поспорить, что сейчас на набережной будем стоять. Минут 20 потеряем.
И ведь точно. Ошибся Владимир Лапкин только на пару минут. На набережной мы повстречали коллег , которые ехали с включенными мигалками и везли солидного пассажира. Впрочем, везли сильно сказано: никто из стоящих в пробке даже не подумал подвинуться , а резервной полосы не было. Вот и маялся чиновник. А вдруг он на встречу к президенту ехал? В этом случае ему не повезло не тот транспорт выбрал...
Сейчас в Москве все большей популярностью пользуется машина скорой . Преимущества налицо: если авто с красными крестом на борту не пропустишь, по закону даже прав лишить могут. К тому же на дорогах еще окончательно не перевелись совестливые водители, которые считают своим долгом дать проехать неотложке. Вот и вызывают все чаще карету скорой спешащие на концерт или деловую встречу бизнесмены. Не ровен час, и министры будут ежедневно набирать номер 03...

Источник

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения